Какие юридические проблемы связаны с "зелеными сертификатами" ЕС для путешественников?


Инструмент необычного значения тихо приближается к тому, чтобы стать законом в Европе: предложение о цифровом зеленом сертификате (DGC). Вынесенное сегодня на пленарное голосование, оно устанавливает "универсальные рамки" для контроля заболеваний в Шенгенской зоне. Комиссия представила его как возвращение к свободе передвижения, по сути, приостановленной государствами-членами с тех пор, как Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию.

Свобода передвижения

Однако DGC, который создает для европейцев сертификаты, свидетельствующие о том, что их предъявитель прошел вакцинацию, тестирование или приобрел иммунитет, уже начинает терять свой зеленый блеск. На прошлой неделе ВОЗ попросила отказаться от планов сделать подтверждение вакцинации условием въезда в страну, после того как США отказались от введения прививочных карт на своей территории. Так имеет ли смысл Европе продолжать использовать свои собственные?


Свобода передвижения - это, пожалуй, самое заветное достижение Европейского Союза, особенно среди северян, стремящихся к безвизовому отдыху на солнце. В моей родной Северной Ирландии, с нашим вечно хрупким трансграничным мирным соглашением, мы особенно ценим важность сохранения границ открытыми.

Недавняя угроза ЕС установить "вакцинированную границу" между Северной Ирландией и Республикой поставила под угрозу этот мир. Союз не может позволить себе еще один промах в вопросе границ, поэтому в его собственных интересах, чтобы DGC делал то, что написано на жести. Однако беглый взгляд на его содержание наводит на мысль о неправильной маркировке или, по крайней мере, об отсутствии правовой определенности. Читай здесь.

Комиссия уверяет нас, что DGC не восстановит (или укрепит) пограничный контроль. Но "универсальные рамки" можно рассматривать только как эвфемизм для проверок в пределах Шенгенской зоны. Статья 3 DGC предусматривает создание сертификатов о вакцинации, тестировании и иммунитете. Пограничники должны будут их проверять. Как сказано в Статье 3(1), будет проводиться "трансграничная проверка", осуществляемая "органами" государств-членов, упомянутыми в Статье 9(2). В отсутствие таких проверок сертификаты будут бесполезны, а универсальная система не будет существовать.

Разделение населения

В условиях, когда вакцинированные европейские путешественники отделены от невакцинированных, инфицированные от неинфицированных, иммунные от неиммунных - DGC, если бы он применялся, стал бы гарантией дискриминации внутри ЕС. Это просто недопустимо в соответствии с Шенгенским кодексом. Глава II Шенгенского кодекса о границах допускает временное восстановление внутренних границ в некоторых обстоятельствах, но это не включает чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения.

Вся эта затея становится еще более абсурдной, если признать научную достоверность того, что вакцинация не означает, что человек не может быть носителем вируса или заражать других.

Мы уже знаем от EMA и ВОЗ, что подтверждено решением, принятым в этом месяце Conseil d'État (верховным судом Франции), что не существует доказательств того, что вакцинация останавливает распространение COVID-19. Читай здесь.

Между тем, в последние месяцы многие суды, включая Апелляционный суд Лиссабона и Административный суд Вены, постановили, что анализ ПЦР ненадежен и на него нельзя полагаться при определении инфекции; врач должен провести надлежащую медицинскую диагностику.1 Таким образом, сертификаты DGC бесполезны в качестве доказательства того, что вы заражены или можете распространять вирус.

Финансовые последствия

Между тем, предлагаемое регулирование дорого обойдется Европе. Существуют финансовые последствия универсального режима пограничного контроля, который предполагает постоянную обработку наиболее чувствительных типов данных - медицинских карт. Это потеря идеалов, присущих европейской демократии. Но более актуальной для меня является ситуация в Северной Ирландии.

В пояснительном меморандуме свобода передвижения названа одним из "самых заветных достижений" ЕС и "движущей силой его экономики". Она также является движущей силой мира в моем доме. Северные ирландцы остаются гражданами Европы без Союза и не согласятся с тем, чтобы их проверяли при въезде в то, что около миллиона из них считают своим домом - соседнее государство-член Ирландию. Перспектива насилия ужасна.

Несмотря на эти риски и вопреки недавно введенным Правилам лучшего регулирования, контроль над DGC проводится в спешке, без анализа затрат и выгод, оценки воздействия или общественных консультаций и с ограниченным обсуждением в парламенте. Почему? По словам руководителя рабочей группы Комиссии по борьбе с ковидлом Тьерри Бретона, сказанным им в марте в интервью телеканалу RTL, чтобы европейцы снова могли "заходить в общественные места" и "жить, не представляя опасности друг для друга". Читай здесь.

Воскрешение контрольно-пропускных пунктов

Может быть, г-н Бретон действительно хотел сказать, что жизнь без риска когда-либо была или может быть? Разве парижский джентльмен, например, пересекая свой родной город на машине, когда-нибудь сталкивался с 4-полосной развязкой с 12 съездами у Триумфальной арки?

Являются ли эти разделения населения хотя бы временными? ЕС, не говоря уже о государствах-членах, не будет иметь права голоса в вопросе о том, когда они закончатся. Согласно статье 15, ВОЗ будет решать, когда контроль ВЗР будет приостановлен. Приостановка" сама по себе предполагает контроль, который может вернуться. Действительно, Комиссия наделяет себя полномочиями вновь применить ВЗР, если ВОЗ объявит новую пандемию, которую 4 мая 2009 года она определила как распространение "случаев", а не "смертей". С учетом перспективы распространения пандемий, не приводящих к летальному исходу, и пограничных проверок, основанных в первую очередь на статусе вакцинации, утверждение в пояснительном меморандуме, что Предложение "не может быть истолковано как установление обязанности или права быть вакцинированным", кажется неискренним.

Мы должны действовать быстро!

Угроза такому важному принципу, как свобода передвижения, требует решительного ответа. И мы должны действовать быстро, иначе мы станем свидетелями возрождения контрольно-пропускных пунктов, а не свободы передвижения. Это приведет к вероятному возобновлению конфликта в Северной Ирландии и к тому, что ЕС окажется без цели.

Киаран Макколлум - барристер и лингвист из Северной Ирландии, консультирующий по вопросам европейского права.

An instrument of unusual significance is quietly on its way to becoming law in Europe: the Proposal for a Digital Green Certificate (DGC). Up for Plenary vote today, it erects a “universal framework” for the control of disease within the Schengen Area. The Commission has presented it as a return to freedom of movement, essentially suspended by Member States since the World Health Organisation declared a pandemic.

Freedom Of Movement

However the DGC, which creates certificates for Europeans showing the bearer has been vaccinated, tested or achieved immunity, is already beginning to lose its green sheen. Last week, the WHO asked that any plans for making proof of vaccination a condition of entry be abandoned, after the USA ruled out enforcing vaccination cards on its territory. So is it wise for Europe to continue with its own?


Freedom of movement is perhaps the European Union’s most cherished achievement, certainly among northerners seeking a visa-free sun holiday. In my home of Northern Ireland, with our ever-fragile cross-border peace agreement, we have a special appreciation for the importance of keeping borders open.

The recent EU threat to impose a “vaccine border” between Northern Ireland and the Republic imperilled that peace. The Union can’t afford another blunder on borders, so it’s in its own interest that the DGC does what it says on the tin. However a cursory glance at the contents suggests a case of mislabelling or at least a lack of legal certainty. Read here.

The Commission assures us that the DGC will not restore (or entrench) border controls. But “universal framework” can only be read as a euphemism for checks within the Schengen Area. It’s Article 3 of the DGC that creates certificates of vaccination, testing and immunity. Border guards will have to inspect these. As it’s put in Article 3(1), there will be “cross-border verification”, performed by the Member State “authorities” mentioned in Article 9(2). In the absence of such checks, the certificates would be useless and the universal framework would not exist.

Divisions of the Population

With vaccinated European travellers separated from non-vaccinated, infected from non-infected, and immune from non-immune — the DGC, if applied, would be a guarantee of discrimination within the EU. This is simply not permissible under the Schengen Code. Chapter II of the Schengen Borders Code allows for the temporary reintroduction of internal borders in some circumstances, but that does not include a public health emergency.

The whole endeavour is even more absurd if one acknowledges the scientific certainty that being vaccinated does not mean that one cannot be a carrier of the virus nor infect others.

We already know from the EMA and WHO, confirmed by a decision this month of the Conseil d’État (France’s supreme court), that no proof exists of vaccination halting the spread of COVID-19. Read here.

Meanwhile, in the last months many courts, including the Lisbon Court of Appea and the Administrative Court of Vienna, have held that PCR testing is unreliable and cannot be relied on for determining infection; a physician must perform a proper medical diagnosis.1 Thus the DGC certificates are useless as proof of whether you are infected, or can spread the virus.

Financial Implications

Meanwhile the proposed regulation will cost Europe dearly. There are the financial implications of a universal border control regime which involves the constant handling of that most sensitive of data types: medical records. There is the loss of ideals intrinsic to European democracy. But more pertinently for me, there is the situation in Northern Ireland.

The Explanatory Memorandum calls freedom of movement one of the EU’s “most cherished achievements” and a “driver of its economy”. It is also a driver of peace in my home. The Northern Irish remain citizens of Europe without the Union, and will not accept being checked upon entry into what about a million of them consider their home: the neighbouring Member State of Ireland. The prospect of violence is terrible.

Despite these risks and contrary to the recently introduced Better Regulation Rules, the DGC controls are being rushed through with nary a cost-benefit analysis, impact assessment or public consultation and with limited parliamentary debate. Why? Well, in the words of the Head of the Commision’s Covid Taskforce, Thierry Breton, when speaking to RTL in March, so that Europeans can once again “enter a public place” and “live without being a risk to each other”. Read here.

Resurrection of Checkpoints

Could Mr Breton really mean to suggest that there ever was, or ever can be, life without risk? Has the Parisian gentleman, when crossing his home city by car for example, ever encountered the 4-lane 12-exit roundabout at the Arc de Triomphe?

Are these divisions of the population even temporary? The EU, never mind the Member States, will have no say on when they end. According to Article 15, the WHO will decide when the GCD controls are suspended. ‘Suspension’ itself suggests controls that may return. Indeed, the Commission grants itself power to reapply the GCD if the WHO declares another pandemic, which in May 4th 2009 it redefined as a spread of ‘cases’, rather than ‘deaths’. With the prospect of rolling non-lethal pandemics, and border checks based primarily on vaccination status, the assertion in the Explanatory Memorandum that the Proposal “cannot be interpreted as establishing an obligation or right to be vaccinated” seems disingenuous.

We Must Act Quickly!

A threat to a principle of such importance as freedom of movement behoves a strong response. And we must act quickly, or we will see the resurrection of checkpoints, not freedom of movement. With that will come the likely revival of conflict in Northern Ireland, and a blundering EU bereft of purpose.

Ciarán McCollum is a barrister and linguist from Northern Ireland who advises on matters of European law.

 


What's Your Reaction?

confused confused
1
confused
fail fail
0
fail
love love
2
love
lol lol
2
lol
omg omg
1
omg
win win
0
win