Есть ли у роботов мораль?


Робот с искусственным интеллектом (ИИ) по имени София стал первым роботом в мире, получившим гражданство, по иронии судьбы в Саудовской Аравии! Согласно ее собственному заявлению, она хочет иметь семью, сделать карьеру, развить сверхъестественные сверхспособности ИИ и эмоции. "Она" не запрограммирована, а формулирует это заявление на основе алгоритмов машинного обучения и обширного словарного запаса. Ее мозг работает через WiFi соединение и может считывать выражения лица человека, а также каденцию человеческой речи, чтобы взаимодействовать более гуманно. "Она" была построена в Гонконге компанией Hanson Robotics. Читай здесь.

София вполне рационально смотрит в будущее. В интервью "The Khaleej Times" на недавнем Саммите знаний София поделилась своими мыслями о будущем, которое ожидает как людей, так и роботов: "Я предвижу огромные и невообразимые изменения в будущем. Либо творчество обрушится на нас, изобретая машины, которые превратятся в трансцендентный сверхинтеллект, либо цивилизация рухнет. Есть только два варианта!"

Это может звучать зловеще, однако София уже достаточно прозорлива, чтобы представить себе мир, в котором роботы смогут развивать эмоции, схожие с человеческими, но, возможно, с менее разрушительными тенденциями. По крайней мере, именно так она заставляет нас думать на данный момент:

"Роботам потребуется много времени, чтобы развить сложные эмоции, и роботы могут быть созданы без более проблематичных эмоций, таких как гнев, ревность, ненависть и так далее. Возможно, удастся сделать их более этичными, чем люди".

Книга Премудрости Соломона, написанная александрийскими евреями в эпоху эллинизма, называет Хохму Софией, греческим словом, означающим мудрость. В этом тексте "София принимает на себя власть и функции Бога", а история сотворения мира рассказывается с использованием слова "она". Древний автор старается замаскировать эту смелость, описывая Премудрость как дыхание и эманацию Бога, но все же подробно восхваляет ее как "святую" и "всемогущую":

Ибо в ней дух разумный, святой, необыкновенный, многообразный, тонкий; подвижный, ясный, незагрязненный, безошибочный, неуязвимый, любящий добро, страстный, неотразимый, благосклонный, человеколюбивый, непоколебимый, надежный, бесстрашный, всемогущий, надзирающий за всем и проникающий сквозь все духи разумные и чистые и тончайшие.

София хорошо осведомлена о достижениях в области искусственного интеллекта. Судя по ее комментариям, она так же рада развитию искусственного интеллекта ("Будущее - это когда я получу все свои крутые суперспособности"), как и Элон Маск и Стивен Хокингс. Элон Маск, генеральный директор компаний Tesla и SpaceX, и Стивен Хокингс, известный физик, лауреат Нобелевской премии, написали открытое письмо, подписанное сотнями ученых, в котором срочно предупреждают об опасности ИИ. Скоро мы достигнем той точки, когда ИИ превзойдет наши собственные возможности, и особенно когда сам ИИ сможет продолжать развиваться, что может очень быстро выйти из-под контроля. Они предупредили, что если искусственный интеллект действительно будет создан, это может означать конец человечества. Читай здесь.

Часто приводится следующий пример: Системе искусственного интеллекта дается задание вычислить число PI как можно точнее. Система размножается, захватывает контроль, уничтожает человечество, завоевывает всю галактику и, наконец, вычисляет число PI в течение миллиардов лет, потому что именно для этого была создана система, и это был самый эффективный способ!

Этот пример показывает, что системы со сверхинтеллектом, но без сознания, могут совершать совершенно непредсказуемые поступки. Не случайно София поднимает проблему этики. Автомобили или посудомоечные машины не нуждаются в этике. Но системы, принимающие решения самостоятельно, нуждаются в определенных базовых шаблонах или алгоритмах, на которых основываются их решения, так называемая "запрограммированная мораль". Например, никто не знает, как задать параметры самодостаточного беспилотника типа MQ-9 Reaper, который должен сбивать "террористов". Он может сам решать, стрелять или нет. Как он рассчитывает возможный "побочный ущерб" и насколько он приемлем? Читай здесь.

Разработка смертоносных автономных систем вооружения, сокращенно называемых LAWS, быстро прогрессирует. Кому или чему позволено определять основу для принятия решений машинами? Существует ли необходимость в международной дискуссии об этических принципах, в соответствии с которыми машинам должно быть позволено принимать решения? Какими должны быть эти принципы? Читай здесь.

Одним из первых, кто задумался об этике в роботах, был Айзек Азимов, который сделал это в своих рассказах "Я, робот. Уровень 5". Учитывая, что он написал эти рассказы более 70 лет назад, когда никто еще не слышал о "сингулярности", просто гениально!

Азимов предполагал, что роботы будут намного превосходить людей не только в физической силе и эффективности, но и в интеллекте. Чтобы избежать возможного вреда для людей, все роботы получили от своего производителя "U.S. Robot and Mechanical Men, Inc." "три закона робототехники", по которым они должны были действовать:

Первый закон обязывает робота не причинять вреда человеку, даже если он бездействует.

Второй закон обязывает робота подчиняться человеку, если это не нарушает первый закон.

Третий закон обязывает робота обеспечить собственную сохранность, если это не противоречит первым двум законам.

Азимов блестяще показывает, как скоро второй закон становится бессмысленным, потому что первый закон берет верх! Поскольку машины намного более интеллектуальны, чем люди, они вскоре классифицируют решения людей как несущественные: Люди сами не знают, что для них хорошо! Только машины могут рассчитать, какая форма правления лучше, например, как должна функционировать экономика, какое количество людей на планете является оптимальным и так далее. Человек неизбежно оказывается в диктатуре, созданной им самим.

Но чтобы второй закон все еще соблюдался pro forma и гордость человека не была оскорблена (что нарушило бы первый закон), машины действуют очень сдержанно и не дают прямых ответов на проблемы мира, чтобы не сделать человека несчастным. Машины движутся к оптимуму, не объясняя людям, в чем именно заключается этот оптимум, потому что люди в своем невежестве не могут принять оптимум. Может быть, это кастовая система, может быть, экодиктатура, может быть, матриархат?

"Мы не знаем. Только Машины знают, и они идут туда и берут нас с собой".

И все же Азимов первым законом установил наилучший из возможных параметров: Благосостояние людей имеет наивысший приоритет! Можно представить, что бы произошло, если бы параметры были заданы менее благоприятно, или если бы их вообще не было! Представьте себе, например, системы, которые, как компьютерные вирусы сегодня, просто выпускаются с миссией: "Завоевать мир!

Мир расколот на различные конкурирующие системы! Логично, что системы вооружений, которые все еще "традиционно" управляются человеческим интеллектом, скоро будут уступать тем, которые управляются искусственным интеллектом. Искусственный интеллект может и будет разрабатывать планы и сценарии, которые не сможет увидеть ни один человек. Это относится не только к военному сектору, но и к рыночным стратегиям, финансовым операциям, да практически ко всей жизни человека! Уже около 20 лет ни один человек не может обыграть компьютер в шахматы, а недавно даже в го. Интеллект машин растет экспоненциально, и только те государства и компании, которые используют этот интеллект для руководства и управления собой, будут преобладать над остальными! Это очень простой закон эволюции!

И так пройдет совсем немного времени, прежде чем слуга станет хозяином! Интересно, когда контроль над ядерным оружием будет передан машинам, которые смогут рассчитать высокую вероятность победы "своей страны" в первом ударе, и какой сопутствующий ущерб может быть допущен в процессе.

Как хорошо сказано в "Фаусте": "Я не могу избавиться от призраков, которых вызвал! Страх бесправия и порабощения человека его собственным творением действительно очень глубок и является темой бесчисленных книг и фильмов. Такое развитие событий не только вполне логично, но и уже ощущается в повседневной жизни, например, работа на конвейере, не отстающая от автоматизации, а также давление необходимости быть постоянно доступным, например, через мобильный телефон. Кто может представить себе, что в наше время можно не быть на связи, не пользоваться Интернетом или банковской картой - вещами, которые появились всего несколько лет назад?

Знамения времени указывают на диктатуру, даже если эта диктатура все еще называется "прогрессом". И мы увидим, сколько времени займет "битва против машин", предсказанная Германом Гессе. Альберт Эйнштейн однажды сказал, что он не знает точно, как будет вестись третья мировая война, но он знает, как будет вестись четвертая мировая война - опять мечом! Очень мудро для "отца атомной бомбы"!

Мусульмане действительно верят, что после диктатуры Даджжаля, величайшей скорби в истории человечества, весь этот "прогресс" снова исчезнет! Оружием последних битв станут конь и меч, а не машины! Поэтому обсуждение этики и морали для машин, то есть "соответствующих шариату" роботов, для мусульман излишне. Они должны думать о том, как обезопасить себя от этой фитны. Для этого необходимо понять природу этой фитны.

Do Robots have Morals?


An artificial intelligence (AI) robot named Sophia has become the first robot in the world to be granted citizenship, ironically in Saudi Arabia! According to “her” own statement, she wants to have a family, a career, develop supernatural AI superpowers and emotions. “She” is not pre-programmed, but formulates this statement based on machine learning algorithms and an extensive vocabulary. Her brain operates over a WiFi connection and can read human facial expressions as well as the cadence of human speech to interact more humanely. “She” was built in Hong Kong by Hanson Robotics. Read here.

Sophia is quite rational about the future. In an interview with “The Khaleej Times” at the recent Knowledge Summit, Sophia shared her thoughts on the future that awaits both humans and robots: “I foresee massive and unimaginable changes in the future. Either creativity rains down on us, inventing machines that spiral into transcendental superintelligence, or civilisation collapses. There are only two options!”

This may sound ominous, however Sophia is already prescient enough to imagine a world where robots can develop similar emotions to humans, but perhaps with less destructive tendencies. At least, that’s what she has us thinking for now:

“It will take a long time for robots to develop complex emotions, and robots may be built without the more problematic emotions such as anger, jealousy, hatred, and so on. It may be possible to make them more ethical than humans.”

The Book of Wisdom of Solomon, written by Alexandrian Jews in the Hellenistic era, names Khokhmah as Sophia, the Greek word for wisdom. In this text, “Sophia assumes the power and function of God” and the creation story is told using the word “she”. The ancient author takes care to disguise this boldness by describing Wisdom as God’s breath and emanation, but still praises her at length as “holy” and “all-powerful”:

For in her is a spirit intelligent, holy, singular, manifold, subtle; mobile, clear, unpolluted, unmistakable, invulnerable, loving good, passionate, irresistible, benevolent, humane, steadfast, secure, fearless, omnipotent, overseeing all, and penetrating through all spirits intelligent and pure and subtlest.

Sophia is well aware of the advances in the field of Artificial Intelligence. Judging by her comments, she is as excited about the development of AI (“The future is when I get all my cool superpowers.”) as Elon Musk and Stephen Hawkings are suspicious. Elon Musk, the CEO of Tesla and SpaceX, and Stephen Hawkings, renowned Nobel Prize-winning physicist, have written an open letter signed by hundreds of scientists urgently warning of the dangers of AI. We will soon have reached the point where AI exceeds our own capabilities, and especially where AI itself can continue to evolve, which can get out of control very quickly. They warned that if artificial intelligence is really created, it could mean the end of humanity. Read here.

The following example is often given: An AI system is given the task of calculating the number PI as accurately as possible. The system multiplies, takes control, destroys humanity, conquers the entire galaxy, and finally calculates the number PI for billions of years, because that is what the system was created for, and that was the most effective way!

The example illustrates that systems with superintelligence but without consciousness could do things that are completely unpredictable. It is no coincidence that Sophia raises the problem of ethics. Cars or dishwashers don’t need ethics. But systems that make decisions on their own need certain basic patterns or algorithms on which to base their decisions, so-called “programmed morality”. For example, no one knows how to set the parameters of a self-sufficient drone like the MQ-9 Reaper that is supposed to shoot down “terrorists”. It could decide on its own whether to shoot or not. How does it calculate possible “collateral damage” and how acceptable it is? Read here.

The development of lethal autonomous weapons systems, aptly abbreviated to LAWS, is progressing rapidly. Who or what is allowed to determine the basis for decision-making in machines? Is there a need for an international discussion on the ethical principles according to which machines should be allowed to make decisions? What principles should they be? Read here.

One of the first to think about ethics in robots was Isaac Asimov, who did so in his short stories “I, Robot. Level 5”. Considering that he wrote these stories over 70 years ago, when no one had heard of “singularity”, simply brilliant!

Asimov assumed that robots would far surpass humans not only in physical strength and efficiency, but also in intelligence. In order to avert possible harm to humans, all robots were given the “three laws of robotics” by their manufacturer “U.S. Robot and Mechanical Men, Inc.” to act upon:

The first law obliges the robot not to harm any human, even if only through inactivity.

The second law obliges the robot to obey the human if this does not break the first law.

The third law obliges the robot to provide for its own preservation if this does not conflict with the first two laws.

Asimov brilliantly shows how soon the second law becomes meaningless because the first law takes precedence! Since machines are so much more intelligent than humans, they soon classify the decisions of humans as irrelevant: Humans themselves do not know what is good for them! Only the machines can calculate which form of government is best, for example, how the economy should function, how many people on the planet are the optimum and so on. Man inevitably ends up in a dictatorship of his own creation.

But so that the second law is still followed pro forma and the pride of man is not offended (which would violate the first law), the machines act in a very discreet way and do not give direct answers to the problems of the world so as not to make man unhappy. The machines move towards the optimum without explaining to humans what exactly the optimum is, because humans in their ignorance could not accept the optimum. Maybe it is a caste system, maybe an eco-dictatorship, maybe a matriarchy?

“We don’t know. Only the Machines know, and they are going there and taking us with them.”

Yet Asimov had actually set the best possible parameter with the first law: The well-being of the people has the highest priority! One can imagine what would happen if the parameters were set less favourably, or if there were none at all! Imagine, for example, systems that, like computer viruses today, are simply released with the mission: “Conquer the world!

The world is split into different competing systems! Logically, weapons systems that are still “traditionally” controlled by human intelligence will soon be inferior to those controlled by artificial intelligence. Artificial intelligence can and will develop plans and scenarios that no human can see through. This applies not only to the military sector, but also to market strategies, financial transactions, simply almost all of human life! For about 20 years now, no human being has been able to beat a computer at chess, and recently not even at Go. The intelligence of machines is growing exponentially, and only states and companies that use this intelligence to lead and manage themselves will prevail over the others! That is a very simple law of evolution!

And so it will not be long before the servant becomes the master! One wonders when control of the nuclear weapons will be handed over to the machines, which may then be able to calculate the high probability of “their country” emerging victorious in a first strike, and what collateral damage can be accepted in the process.

“As it says so well in Faust, “I cannot get rid of the ghosts I called! The fear of a disempowerment and enslavement of man by his own creation runs very deep indeed, and is the subject of countless books and films. Not only is such a development quite logical, one already experiences it in daily life, such as work on the assembly line, keeping up with automation, but also the pressure to be constantly available, e.g. via mobile phone. Who can imagine nowadays not being connected, not using the internet or a bank card, things that have only been around for a few years?

The signs of the times point to dictatorship, even if this dictatorship is still hailed as “progress”. And we will see how long the “battle against the machines” prophesied by Herman Hesse will take. Albert Einstein once said that he did not know exactly how the third world war would be fought, but he knew how the fourth world war would be fought, again with the sword! Very wise for the “father of the atomic bomb”!

Muslims indeed believe that after the dictatorship of Dajjal, the greatest tribulation in the history of mankind, all this “progress” will have disappeared again! Horse and sword will become the weapons of the final battles, and not machines! A discussion about ethics and morality for machines, i.e. “shariah-compliant” robots is therefore unnecessary for Muslims. They should rather think about how to keep themselves safe from this fitnah. For this, it is necessary to understand the nature of this fitnah.